Как проигрывать гитарные флажолеты

Автор -=♕ALHIMIK♕=-, 09 июля 2012, 23:21:09

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

-=♕ALHIMIK♕=-

Добрый день! Я неоднократно наблюдал в форуме людей, не умеющих брать флажолеты, которые просили им помочь. Также я видел более опытных гитаристов, которые "помогали" таким людям словами вроде: "Поэкспериментируй..." или что-то вроде того. Глядя на это, я решил написать что-то вроде статьи с теоретическим описанием техники взятия флажолетов. Я тоже являюсь начинающим гитаристом(2 месяца на электро и пару лет на акустике). Но также я являюсь прикладным математиком по специальности. И от природы, человеком, пытающимся всё логически объяснить при помощи точных наук.

Звук струны представляет собой сумму основного тона и кратных гармоник.

Для наглядности изображу на рисунке положение струны в положении максимального отклонения от состояния равновесия.

На рисунке:



Красная линия - состояние равновесия;
Синяя линия - основной тон;
Зеленая - вторая гармоника;
Розовая - третья гармоника;
Бирюзовая - четвертая;

Это самые основные тоны, входящие в звучание струны. Есть также пятая гармоника, шестая и т.д.

Амплитуда отклонения(и громкость звука) кратных гармоник убывает с увеличением их порядка.

Теперь давайте подумаем, как извлечь кратные гармоники нужного уровня, не извлекая при этом гармоник более высокого порядка и тем более основной тон. Присмотримся ко второй гармонике (зеленая линия на рисунке). При колебании струны таким образом остается неподвижной часть струны, находящаяся точно по середине. Чтобы заставить так колебаться струну надо обеспечить неподвижность её середины. Теперь вспомним, что 12-й лад это середина струны. Ещё вспомним технику извлечения флажолета на 12-м ладу. Правильно: пальцем левой руки мы обеспечиваем неподвижность струны в её середине, а ударом по струне правой рукой заставляем её колебаться. Если посмотреть на рисунок внимательнее, то заметим, что неподвижной в центре струны является также и четвертая гармоника и шестая и восьмая и все остальные, кратные двум. Поэтому они тоже присутствуют в звуке флажолета 12-го лада, но их амплитуда гораздо меньше второй гармоники, которая для звука этого флажолета является основным тоном.

Аналогично, 7-й лад - это треть струны. Отсюда, основной тон флажолета 7-го лада - это третья гармоника. Также в него входят: шестая, девятая, двенадцатая и т.д.(кратные трем).
5-й лад - четверть струны.

Лучше всего, конечно же, учиться всему этому не по теории, а на самой настоящей гитаре. Если не хотите сразу электрическую, то сначала можно купить акустическую гитару. Любой опыт впустую у вас не пройдёт. Будь то - акустическая, будь то электрическая гитара, с опытом всё равно научитесь играть на обеих одинаково хорошо!

Теперь давайте рассмотрим как с математической точностью рассчитать место, где надо ставить палец левой руки, чтобы получить нужный флажолет.

Длину струны - мензуру, обозначим буквой М:
М/2 - 12-й лад;
М/3 - 7-й лад;
М/4 - 5-й лад;
М/5 - приблизительно 4-й лад;
М/6 - от третьего лада около трети лада в сторону четвертого.
М/7 и М/8 - любимые флажолеты гитариста группы Pantera Дарела Даймбега - примерно 21/4, 23/4 лады.
И т.д.

Это самые основные точки. Теперь посмотрим как найти для одного флажолета несколько точек, где их можно извлекать. Рассмотрим на примере извлечения флажолета на 7-м ладу. Для этого снова посмотрим на рисунок. Основной тон этого флажолета - это третья гармоника. При её извлечении струна неподвижна не только на расстоянии M/3, но и на расстоянии 2М/3, что соответствует 19-му ладу. Попробуйте, и вы убедитесь - это действительно тот же самый флажолет. Теперь найдем другие точки для флажолета 5-го лада. На первый взгляд это: М/4, 2М/4 и 3М/4. Но, если попробовать взять флажолеты в этих точках, то окажется, что точка 2М/4 или М/2 - это неподвижная точка для второй гармоники (флажолет на 12-м ладу). Теперь станет понятно, что при выборе наиболее удобной точки надо отбрасывать те точки, которые являются неподвижными для гармоник более низкого порядка и, соответственно, более громких гармоник.
Посмотрим теперь на флажолеты Дарела. Первый из них можно брать в любой из точек: М/7, 2М/7, 3М/7, 4М/7, 5М/7 и 6М/7. А второй только в точках: М/8, 3М/8, 5М/8 и 7М/8.
Чтобы хорошо всё это понять придется вооружиться сантиметровой лентой и калькулятором. Можно даже на какой-нибудь струне маркером нанести риски в тех местах, где находятся неподвижные точки. В этих точках и стоит отрабатывать флажолеты.

Всё, всем удачи в обучении! Играйте на гитаре, не забрасывайте практику, тренируйтесь, упражняйтесь, успехов!