25 мая 2019, 07:09:31

Новости:

♫Добро пожаловать на форум Ссылка доступна только зарегистрированным пользователям., у нас самая мощная гитарная тусовка рунета!


ПОСАДКА И ПОСТАНОВКА РУК

Автор -=♕ALHIMIK♕=-, 08 августа 2012, 12:32:16

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

-=♕ALHIMIK♕=-

08 августа 2012, 12:32:16 Последнее редактирование: 08 августа 2012, 12:41:43 от -=PliNtuS=-
ПОСАДКА И ПОСТАНОВКА РУК

Обучение игре на любом инструменте всегда начинается с того, как к этому инструменту "подойти". Для гитары, как и для многих других инструментов, важным элементом подхода к инструменту является правильная посадка и постановка рук.
        Кто-то мне может возразить: "а че, зачем это нужно учить, как сидеть и как держать гитару. Вот просто взял как удобно и заиграл". Ну, с правилом об удобстве я, конечно, не буду спорить. Однако неправильная посадка и постановка может капитально затормозить развитие игровых навыков. В общем, с таким подходом к гитаре вы далеко не уедете.
        Посадка и постановка рук относится к технологии игры. Это как бегун на большие дистанции бежит совершенно по другому, нежели бегун на короткие дистанции. Попробовал бы он бежать также. И выдохся бы на первом километре. Так и в музыке. Если вы хотите распевать во дворе с друзьями блатные песни под бой на три аккорда, то менять в посадке и постановке рук вам ничего не надо. Вам даже не надо задумываться об этом. Играете как играете. Но если у вас есть желание достичь больших успехов на гитарном поприще, то данная глава просто необходима вам.
        Есть много видов гитар и школ преподавания игры на них. И соответственно правила посадки и постановки рук немного отличаются. Так, например, на электрогитаре в большинстве своем на сцене играют стоя, повесив гитару на ремне через плечо, а на классике (в классической школе) играют сидя, строго соблюдая правила посадки. Кстати из-за этого на классических гитарах нет пуговки, к которой крепился бы ремень. Но есть правила, которыми никогда не стоит пренебрегать. Здесь я рассмотрю классическую посадку гитариста и объясню, почему именно так, а не иначе.
        Часто от новичков я слышу такое мнение, что классическая посадка и постановка рук крайне неудобна. Это происходит от того, что просто некому объяснить, как правильно сидеть и держать гитару, и новичок естественно неправильно это делает, а считает это правильным. Во-вторых, в отсутствие навыка попросту это немного непривычно (или у некоторых уж сильно непривычно). Легкость и раскованность приходит со временем с навыком.
Играют на классической гитаре сидя. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отставляется немного в сторону, подпирая корпус гитары. (По моему собсвенному мнению на рисунке сильно завалена левая рука. она должна быть более прямой) Левая нога ставится на небольшую подставку (скамеечку) сантиметров 10-15 высотой. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, немного завалившись к игроку. Гриф гитары должен быть примерно под 45-50 градусов к полу, чтобы головка грифа была где-то на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела не стоит наклонять или сильно поворачивать в сторону, иначе долго так не посидишь. Сидеть следует прямо и естественно. Собственно классическая посадка мало чем отличается от обыкновенной посадки человека. Сидеть надо на краю стула, ноги немного раздвинуты, а левая еще немного приподнята с помощью подставки для того, чтобы поднять гитару на нужный уровень и угол.
        При такой посадке гитара имеет четыре точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь. Гриф гитары устойчив. Таким образом, мы можем освободить левую руку от поддержки гитары за гриф и получить большую свободу в движениях левой руки.
        Неудобство у новичков может быть следствием неправильной посадки, неправильной постановки гитары и рук. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки у новичков при посадке.
        Большинство (в том числе и я) когда начинают учиться играть, ставят гитару на левую ногу. Такое положение не является неправильным, однако применяется теми, кто долго играет и может правильно поставить гитару даже в этом положении. Такое положение не является устойчивым. Тут уже только три точки опоры, одна из которых довольно неустойчива. Это предплечье правой руки, которая постоянно находится в движении. Да и грудь нельзя назвать чересчур устойчивой точкой опоры, если только не прижать сильно гитару. Гриф гитары при этом стремиться наклониться вниз и проваливается внутрь левой руки, которой приходится его поддерживать. Большой палец чрезмерно уходит при этом вверх, как бы пытаясь обхватить гриф, а пальцы, которыми мы зажимаем струны, приходится или сильно подгибать, играя на первой струне, или чересчур вытягивать, в попытке сыграть на шестой, при этом задевая первую.
        Получается что гриф находится параллельно полу. Выгнуть так руку, чтобы правильно поставить фактически невозможно. Получается угол 90 градусов в запястье, а в таком положении долго не поиграешь, да и поддерживать гриф не получится. В итоге он будет качаться в разные стороны, затрудняя нам попадание по нужным струнам. Да уж, в таком положении левой руки сильно по грифу не побегаешь.
        Однажды, находясь на уроке у преподавателя, я заметил, что ученик его ну уж очень неправильно держит гитару. Как автомат Калашникова. Однако гитара стоит все же на левой ноге, потому что так требует преподаватель. Все требования преподавателя привести гитару в правильное положение приводят в тому, что гитара через некоторое непродолжительное время возвращается в исходное положение. Большой палец левой руки торчит над грифом почти на целых 3 (три) сантиметра, что недопустимо. Левая рука выставлена чересчур далеко от тела. Ее приходится держать на весу, отчего плечо постоянно напряжено. Правая рука прижата к деке.
        По просьбе преподавателя показываю ученику как правильно держать гитару, но стараюсь, чтобы он вник в саму суть посадки. Для этого я прошу его сидеть как сидит, а сам беру рукой голову грифа и начинаю поднимать ее выше. Интересный итог: ученик вместе с гитарой начинает заваливаться набок. После этого я забираю у него гитару и прошу чтобы тот сел прямо, после чего ставлю гитару назад в правильном положении. Удивительно, но теперь ему намного удобнее. Однако, по старой привычке он хватает гриф гитары всей рукой, отчего та немного неестественно выгибается назад. Ставлю ему руку. Правая рука сама стала правильно, после правильной постановки гитары.
        Итог: ученик все оставшееся время урока играет, но гитара не сползает, стоит правильно. Но по струнам немного не попадает как левой так и правой рукой. Но это уходит со временем.
        Вообще вся суть правильной посадки в том, чтобы зафиксировать гитару в одном положении и поднять гриф под нужным углом на нужную высоту для удобства игры как левой так и правой рукой. Получается что гитарист как бы обнимает гитару, руки находятся в естественном положении. Никаких неестественных или сильных выгибов, прогибов или поворотов. Руки находятся довольно близко к телу, однако, локти немного отставлены. При широком диапазоне движений они свободны, расслаблены и совершают примерно круговые движения.
        Распространенная ошибка, когда играющий прижимает локоть левой руки к туловищу. И вдруг надо взять ноту намного ближе к розетке. И тут локоть упирается в туловище и не дает идти руке туда куда нужно. Произведение не сыграно. Но отставлять локти чересчур далеко тоже не следует.
        Интересно держит гитару гитарист Уве Кропински. Это гиперболированное классическое положение гитары. Между прочим, дает большую свободу движений, но гитару удержать немного сложнее.
        Теперь о левой руке.

Для того, чтобы понять в каком положении рука должна быть при игре на грифе, просто опустите руку вниз вдоль туловища и полностью расслабьте. Заметьте, что никаких неестественных выгибов или прогибов нет. В запястье рука практически прямая. Пальцы не прямые, а немного согнуты внутрь ладони, но не сильно. Между большим и остальными пальцами остается расстояние в 2-3 сантиметра. Вот туда мы и "вставляем" гриф. Гриф не должен ложиться на ладонь, иначе появится скованность в передвижении. Левой рукой мы не в коем случае не поддерживаем гриф. Касаемся грифа и струн исключительно пальцами.
     Сначала будет достаточно сложно попадать по струнам. Следует начинать играть очень медленно, тщательно контролируя каждое движение руки. Есть хорошее упражнение для левой руки (без гитары). Возьмите карандаш (с шестигранным сечением, а не круглый) левой рукой, как будто гриф гитары. Держать карандаш следует только кончиками пальцев (как на рисунке).





Пальцы закруглены как будто в руке шарик. Не стоит чересчур сильно приближать карандаш к ладони или выпрямлять пальцы. Большой палец находится приблизительно напротив среднего пальца. Расстояние между пальцами на карандаше должно быть одинаковым (около 5мм). Теперь медленно попеременно отставляем 1-й палец (указательный), пытаясь ровно удержать карандаш, потом палец ставим обратно. Затем повторяем ту же процедуру со вторым, третьим и четвертым пальцем (средний, безымянный и мизинец соответственно). Рука не должна быть напряжена, хотя сначала это будет достаточно трудно сделать. Это упражнение позволит довольно быстро научиться правильно ставить руку (и пальцы) на гриф гитары. Только вместо карандаша там уже будет струна (ы).








        Большой палец левой руки стоит ставить на уровне двух третей ширины грифа
(при постановке пальца посередине при игре на 6-й струне остальные пальцы приходится чересчур сильно выпрямлять, что немного неудобно). Иногда, некоторые ставят большой палец вдоль грифа по направлению к головке. Это неправильно, рука напрягается, особенно при игре мизинцем и безымянным пальцами. Хотя, большой палец иногда может выполнять роль шарнира, на котором поворачивается рука, увеличивая диапазон в пределах, которого могут играть пальцы на ладах. Второй распространенной ошибкой является упор торцом большого пальца, а не подушечкой, что приводит к изгибу большого пальца и его напряжению (торцом только при упражнении с карандашом).
        При переходе с первой до шестой струны немного помогаем себе изменением угла кисти (поворотом в запястье) таким образом, что пальцы становятся выше. При этом большой палец остается на месте.
        Многие при игре немного заваливают руку так, что пальцы смотрят немного вдоль грифа в сторону корпуса. Этот прием оправдан при большом расстоянии и недостаточной растяжки пальцев, однако все же несколько зажимает руку, да и мизинец приходится больше выпрямлять. Поэтому рекомендую в основном ставить руку прямо, чтобы доступ к грифу был для всех пальцев одинаковым.
        Для тех кто все же с упорством отстаивает постановку левой руки с обхватом грифа я предлагаю взять сначала аккорд До мажор, а потом Фа мажор и попытаться быстро сменять их. Бедняга замучился крутить всей рукой (с обхватом баррэ не получается, приходится руку выпрямлять), когда достаточно было движения одних пальцев.