Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Войти через соц. сети:

Новости форума:

Внимание!!! На форуме заработала мобильная версия форума. Так что ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ с мобильных устройств на наш гитарный форум Для мобильных устройств

Автор Тема: Диатоника. Тональность.  (Прочитано 7185 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн -=♕ALHIMIK♕=-Topic starter

  • Администратор
  • Живу на форуме
  • ******
  • Сообщений: 2050
  • Карма: +325/-0
  • Пол: Мужской
  • Люди ценят того исполнителя, кто поёт их молчание!
Диатоника. Тональность.
« : 16 Январь 2012, 01:32:53 »
Вы уже наверное обратили внимание на то, что когда говорят о тональности  песни или любого музыкального произведения, то говорят только о мажорных и минорных тональностях. Это потому, что никаких других разновидностей нет.  Как уже упоминалось, полный звукоряд, используемый в современной музыке,  состоит из двенадцати равных полутонов (при исполнении на инструменте он  назвается хроматической гаммой). Диатоника является фундаментальным свойством именно этой двенадцати-равно-полутоновой системы. Мелодико-гармоническое устройство диатоники лежит в основе современной музыки.  Принцип диатоничности лада состоит в том, что при использовании только  тонов и полутонов, не допускается расположение двух полутонов подряд (без  хроматизмов). Лады, которые отвечают данным условиям, являются диатоническими. Соответственно, лады, нарушающие эти условия, являются не  диатоническими. Гаммы, которые являются ладовой основой музыки (мажорная и минорная), состоят из семи ступеней. Очевидно, что пять звуков нашего двенадцатиполутонового звукоряда остаются не задействованными. Оставляя внутри этой стройной системы свободу для мелодических и ладовых вариаций. Если мы выбираем мажорный тонический центр, то получаем мажорную тональность, а при выборе минорного тонического центра, получаем минорную тональность. Формула мажорной гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Если при исполнении мажорной гаммы мы вдруг случайно нарушаем формулу, тоесть "берём" один из пяти звуков, которые не "задействованны", то тут же "на слух" мы слышим нарушение "ладовой мелодики". Наш слух воспринимает этот звук как "чужеродный" для данной мелодии, тоесть нарушающий ощущение лада. Лад -  это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации" (Т. С. Бершадская, 1978). Устройство диатоники как раз и есть этой логической (субординационной) дифференциацией, а  тональность -  всего лишь высота лада. Название тональности происходит от названия первой ступени, а также самого лада. Например, если первая ступень звук С(до), а лад мажорный, то тональность до мажор; если первая ступень звук G(соль), а лад минорный, то тональность Gm (соль минор). В общем, диатоника - это ладовая система, состоящая из семи семиступенных ладов, главными из которых являются натуральный мажор и натуральный минор. В мажорных тональностях на первой ступени располагается натуральный мажор, на второй - дорийский минор, на третьей - фригийский минор и т.д. в соответствии с устройством диатоники. В минорных тональностях всё то же самое, но на первой ступени естественно натуральный минор, на второй ступени - локрийский минор, на третьей натуральный мажор и т. д. Другими словами, в паралельных тональностях, например G || Em  мы используем один и тот же звукоряд, только с разными тоническими центрами. Для пояснения приципа диатонического строения мы берём аппликатуру двухоктавной мажорной гаммы и на её основе рассматриваем однооктавные семиступенные лады. Тоесть играем, используя только ноты гаммы соль мажор, но от первой ступени до первой ступени через октаву. Так же играем от второй ступени до второй через октаву, от третьей до третьей, от четвёртой до четвёртой, от пятой до пятой, от шестой до шестой и от седьмой до седьмой. И так мы получаем семь семиступенных гам. Семь разных формул. Теперь проанализируем результат. Для облегчения этого процесса мы рассмотрим полученные гаммы начиная от шестой струны и сравним их "формулы" с эталонными (мажорной - {тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон} и минорной {тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон}).

Диатонические лады
В результате проделанных нами манипуляций мы получаем стройную систему диатонических ладов. Так называемую пифагорейскую систему. Сравнение  "формул" мы переведём в сравнение аппликатур. Так как аппликатуры и есть "формулы", отображённые на грифе гитары. Таким образом мы имеем: три мажорных лада - Ионийский (натуральный) мажор, Лидийский  мажор (+4), Миксолидийский мажор(-7)  три минорных лада – Эолийский (натуральный) минор, Дорийский минор (+6), Фригийский минор (-2)  и один полууменьшенный лад Локрийский минор (-2),(-5). Обратите внимание на то,что цифры в скобках обозначают альтерированные ступени эталонных "формул" мажора и минора. Тоесть если в аппликатуре натурально-мажорной гаммы мы повысим на пол тона четвёртую ступень, то получим аппликатуру Лидийского мажора или если в эталонной аппликатуре натурального минора, понизим на пол тона вторую ступень, то получим аппликатуру Фригийского минора.  Следует также отметить, что Лидийский и Миксолидийский мажоры, а также Дорийский и Фригийский миноры, отличаясь всего одним звуком от натуральных своих аналогов, очень часто могут служить "расширениями" натуральных ладов, например при ладовом подходе к импровизации. На рисунках ниже изображены двухоктавные аппликатуры диатонических ладов.
Двухоктавная гамма ионийского мажора (натурального)

  Двухоктавная гамма дорийского минора

 Двухоктавная гамма фригийского минора

Двухоктавная гамма лидийского мажора

Двухоктавная гамма миксолидийского мажора

Двухоктавная гамма эолийского минора (натурального)

Двухоктавная гамма локрийского минора


Трезвучия
Подобно как на основе натуральных ладов мажора и минора мы строили трезвучие, септаккорд и пентатонику, и на остальных ладах они строятся аналогично. Все диатонические лады являются семиступенными и естественно имеют трезвучие, септаккорд и пентатонику. Здесь для наглядности приведена диатоническая последовательность трезвучий "формы Е"  в тональностях G и Em. Обратите внимание на тот факт, что для исполнения данной последовательности, мы применяем всего три различные аккордовые аппликатуры, хотя аккордов семь. Это происходит потому что альтерации, которые отличают лады от эталонных, не затрагивают основные ноты трезвучия. В мажорах это (+4) и (-7), а в минорах (-2) и (+6). И только трезвучие VII ступени, имеющее две альтерации (-2) и (-5), влияет на строение самого трезвучия, что и приводит к появлению третьей аккордовой аппликатуры. Фактически, пример представляет собой соль мажорную гамму исполненную в трезвучиях. Или, если мы начнём от аккорда Ет, то получим ми минорную гамму. Внимательно посмотрите на рисунок, стрелочки показывают последовательность аккордовых аппликатур. Расположение диатонических трезвучий на грифе гитары



Септаккорды
Последовательность септаккордов приведена в тех же тональностях и тех же аккордовых формах, что и трезвучия. Но здесь мы видим появление ещё одной аккордовой аппликатуры. Так как в миксолидийском мажоре пониженна VII ступень, а это затрагивает строение септаккорда. Итак, для того чтобы сыграть мажорную или минорную гамму септаккордами нам нужно четыре разные аккордовые аппликатуры. Это как раз те самые четыре септаккорда, которые мы обсуждали уже во введении. Теперь мы можем наглядно видеть откуда они берутся и почему они именно такие. Тоесть: Xmaj7 - большой мажорный септаккорд, Xm7 - малый минорный септаккорд, X7 - малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) и Xm7b5 - полууменьшенный септаккорд.

Расположение диатонических септаккордов на грифе гитары



  Пентатоника
Похоже, что пентатоника как раз и создавалась по принципу отсутствия в её составе ступеней, подверженных диатоническим альтерациям. Так как в мажорной пентатонике, по сравнению с мажорной гаммой, отсутствуют четвёртая ступень и седьмая, а в минорной пентатонике, по сравнению с минорной гаммой, отсутствуют вторая ступень и шестая. И только на седьмой ступени всё в том же локрийском ладу, где альтерации подверженны вторая и пятая ступень, мы получаем минорную пентатонику с пониженной пятой ступенью. Это опять нас приводит всего лишь к трём разным аппликатурам.

  Пентатоника от каждой ступени мажорной гаммы

[img2 width=150 height=150]http://musicsch.com/images/diat%20in%20pentaton%20-%20page%201.gif[/img]
Итак, диатоника содержит два тонических центра: один тонический центр мажорного наклонения и один тонический центр минорного наклонения. Поэтому, тональность мажорная,  если мы используем диатонику исходя из мажорного тонального центра, соответственно, тональность минорная, если используется минорный тональный центр. Все тональности устроенны абсолютно одинаково, в точности как выше рассмотренные и аппликатурно тоже.  Переводя все эти рассуждения в более практичное русло следует отметить, что если произведение или песня находится в одной тональности, то она состоит из аккордов, которые строятся на ступенях этой тональности. Логика музыкальных построений в тональности основанна на трёх логических внутри-тональных функциях. (T) - тонической функции, (S) - субдоминантовой функции и (D) - доминантовой функции. Аккорды тонической функции звучат законченно, устойчиво. Главным аккордом тонической функции в мажоре является тонический аккорд первой ступени I maj7. Аккорды субдоминантовой функции также звучат полно, законченно, но логика "музыкального произведения" требует дальнейшего развития. Главным аккордом субдоминантовой функции в  мажоре является аккорд четвёртой ступени IVmaj7. И наконец, аккорды доминантовой функции звучат не законченно, как бы требуя дальнейшего движения гармонии, чаще всего в тонику. Главным аккордом доминантовой функции является аккорд V - пятой ступени мажорного лада, так называемый доминантсептаккорд V7.

Обратите внимание на то, что в минорной тональности вместо минора Vm7 на пятой ступени часто строится доминантсептаккорд V7, для более сильного тяготения в тонику. А также на переменную функциональность ступеней выделенных красным цветом.
« Последнее редактирование: 09 Август 2012, 20:42:47 от -=PliNtuS=- »

Онлайн -=♕ALHIMIK♕=-Topic starter

  • Администратор
  • Живу на форуме
  • ******
  • Сообщений: 2050
  • Карма: +325/-0
  • Пол: Мужской
  • Люди ценят того исполнителя, кто поёт их молчание!
Диатоника. Тональность.
« Ответ #1 : 16 Январь 2012, 13:09:16 »
Задать вопросы вы можете в этом разделе форума: Гитара. Теория
« Последнее редактирование: 26 Сентябрь 2016, 12:57:01 от -=♕ALHIMIK♕=- »