Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Loginza

Автор Тема: В поисках своего звукоизвлечения  (Прочитано 440 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн oman1605Topic starter

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Карма: +0/-0
  • Guitar-Mania.Ru fan!
Что это за тема, черт возьми? Не беру ли я на себя слишком много, пытаясь дать определение такой штуке как ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ? Наверное, легче было бы написать, к примеру, о японской пентатонике или игре тэппингом при помощи носа, но в конце концов, я написал кучу статей о технике игры, гаммах и импровизации, почему бы теперь для разнообразия мне не написать о том, КАК играть все это.

Начнем с того, что многое люди путают понятия ЗВУКА и ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ. Давайте сначала разберемся с этим, ок?

Звук – это то, что издает ваше оборудование. Ваша гитара, дерево, из которого она сделана, усилитель, эффекты и все остальная ерунда (шнуры, эквалайзеры и т.д.). Нужно всего лишь некоторое количество денег, немного слуха, иногда немного советов и времени, чтобы собрать нужный комплект оборудования.

Звукоизвлечение – Это то, как вы играете. Мистическое "то, что ваших руках". Это то, почему шесть разных гитаристов могут сыграть одну и ту же мелодию через одно и то же оборудование и звучать по-разному. Это достигается годами практики, слушанья, экспериментов и т.д. чтобы выработать СВОЕ звукоизвлечение. Теперь, когда мы закончили с определениями, давайте забудем о ЗВУКЕ на время, хорошо? Я мог бы написать что-нибудь о подборе и настройке оборудования, но в другой раз. Сегодня мы поговорим о ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИИ.

Стандартная ошибка, которую делают многое люди: они слушают записи своих любимых исполнителей, им нравится то, что они слышат, они пытаются это сыграть…и получают совсем не тот результат. После этого они утешают себя тем, что у того гитариста лучше оборудование, или есть какие-то секретные приборы, спрятанные в рэковой стойке, благодаря которым он так звучит. Ну и конечно они добавляли какие-то хитрые обработки в студии, поэтому оно звучит настолько лучше, чем у меня даже в этой простой мелодии.

Или они пытаются приобрести такое же точно оборудование как у их образца, думая что это приблизит их к звучанию этого гитариста. И именно поэтому эндорсмент и бизнес подписных гитар так успешен. Я имею в виду то, что большая часть этих гитар и оборудования просто великолепны, но в основном люди уверены, что, покупая их, они наверняка станут звучать лучше. Но это тупик. Потому что вместо того, чтобы пытаться собрать ту же конфигурации оборудования, как у их кумира, и высматривания на фотографиях моделей усилителей, вам нужно сфокусироваться на том, КАК они играют, а не через что.

Да, я знаю, это может сильно вас расстроить. Когда я серьезно занялся игрой на электрогитаре, я хотел играть и звучать как Джо Сатриани…и по каким-то причинам, (наверное, меня убедила в этом реклама компаний, чьим эндорсером он являлся) я поверил в то, что мне нужен подписной Ibanez Джо Сатриани и его усилитель, и все проблемы будут решены. И подсознательно я верил не только в то, что я буду звучать как он, но и в то, что я смогу ИГРАТЬ как он. Действительно, играть в стиле Сатриани, используя много быстрых легато и т.д., легче на подписной гитаре Сатриани с тонкими струнами, чем на Телекастере с набором струн 12-56 через старый Фендер Бассмэн. Тогда я (к счастью) не мог позволить себе купить подписную модель Сатриани, да и у меня была довольно пристойная гитара, поэтому я решил – а не попытаться ли мне добиться этого звучания на этой гитаре?

Шли годы, я работал над своей техникой. Выучил кучу быстрых легато, прочитал горы интервью и уроков Сатриани, много раз переслушал все его альбомы. И постепенно я начал понимать две вещи:

* Так как моя техника улучшилась, я теперь мог играть много его мелодий.
* К сожалению, я все еще звучал не так, как он.

И дело было не в гитаре и оборудовании. К тому времени я уже слышал несколько раз этот загадочный термин «звукоизвлечение», и начал понимать, что именно с этим я сейчас имею дело.

Открытия

Беседы с Abi von Reininghaus (который много времени и усилий посвятил проблеме интонирования и фразировки) и чтение его статей здорово мне помогли. Они заставили меня сфокусироваться на аспектах персонального звучания гитариста: Как он дергает струну? Как атакует ее? Как прижимает ноту? Это все очень незаметные и скрытые вещи, невозможно объяснить, как Стив Вай (например) получает такое звучание, когда играет простую мелодию. С другой стороны – это неотъемлемая составляющая звучания гитариста.

Когда я джемую с Thorsten Koehne, мы частенько "цитируем" наших любимых гитаристов. И когда я прошу его сыграть например "Frenzy" группы Racer X, он звучит невероятно похоже на Пола Гилберта, играя на дешевом Данэлектро через какой-то виртуальный усилитель.

Почему? Потому что ему насрать на то, какую гитару, медиаторы, шнуры, усилители и т.д. использует Пол – он обращает внимание только на его звукоизвлечение. По крайней мере, подсознательно. И когда он разучивал эти фразы – он пытался заставить их звучать "по-Гилбертовски", имитировал то, как он играет.

Thorsten может "войти в образ". У него есть свой стиль игры, свое звучание, но так как Пол Гилберт сильно повлиял на него – он может войти в "режим Пола" и имитировать его звучание, которое опять таки является частью его собственного стиля.

То же самое произошло со мной. Много лет назад я заметил, что у меня появился свой звук. Я пытался звучать как тот или иной парень - и вдруг: мой друг слушал некоторые записей джема, где я участвовал. И когда началось мое соло, мой друг (не гитарист и даже не музыкант) сказал после двух первых нот – "Эй, это же ты!".

Причем я не играл свои фирменные фразы и играл не через свое обычное оборудование. Я играл на чужой гитаре, через чужой комбик, и играл я соло из "Little Wing".

И знает что? Это было очень круто, когда мой друг это сказал. Я подумал – и понял, что он был прав, что мое звучание было узнаваемым. Я все еще слышал в нем повлиявших на меня гитаристов (Ван Хален, Сатриани, Джефф Бек, Морс, Гилберт, Вай) – но это было именно мое звучание. То же относится к самому соло – некоторые элементы явно напоминали вышеуказанных парней – но в целом это было именно МОЕ соло.

Вот в чем суть: нет ничего плохого в том, чтобы пытаться сыграть это соло как Петруччи. Но почему бы не сделать это на своем оборудование и со своим звучанием? Очень трудно скопировать чье-либо звукоизвлечение – да и ненастоящая это цель. Я понял это, когда расслабился и стал играть то или это соло со своим звучанием. Я все еще могу войти в режим "Сатча" или "Бека" – но только если захочу (хотя кончено я не могу имитировать их на 100%). Прийти к этому очень сложно, но ощущение того, что у тебя есть свое звучание, что оно всегда с тобой и не зависит от того, через что ты сейчас играешь – это очень приятно. Я очень счастлив, когда мои друзья говорят "Эй, да это ведь ты!" - услышав мое соло.

Что делать?

Ну, и где же практическая часть этой статьи? В общем, я немного почитал вам нотаций – теперь давайте искать решение.

Когда вы играете, когда вы тренируетесь, спросите себя: это звучит ХОРОШО? Забудьте о нотах или о скорости – обратите внимание не то, звучат ли ноты хорошо?

Попробуйте сыграть простую и симпатичную мелодию – например "Amazing Grace". Сделайте понотную транскрипцию – и сыграйте ее. Запомните мелодию, чтобы не смотреть на транскрипцию. Теперь включите гитару, настройте свой любимый звук – и сыграйте ее еще раз.

НАСКОЛЬКО...ХОРОШО...ОНО....ЗВУЧИТ?!?

Сыграйте еще раз, добавьте немного вибрато, немного бэндов. Извлекайте одни ноты жестче – а другие мягче. Играйте медленно, закройте глаза и представьте себя на сцене, играющим эту мелодию как часть своего соло, стараясь вызвать эмоции у слушателей. Выжмите все из этой мелодии, вложите в нее немного себя.

Я знаю, все это звучит немного странно, но это намного важнее упражнений на технику, если вы действительно хотите звучать хорошо.

Тяжело быть самокритичным – но оцениваете себя, когда играете. Не нужно нарезать как Пол Гилберт – сыграйте медленно и вдумчиво.

Наверняка вы замечали, что, даже играя простые мелодии или фразы своих любимых исполнителей, вы часто звучите отвратно.

В статье "Marcian Love Secrets" Стиви Вай писал о "медиатационном состоянии ума". Он говорил что-то вроде "Возьмите одну ноту и играйте ее в течение часа. Не отвлекайтесь от нее, играйте вибрато любыми способами. Возможно, у вас не будет хватать терпения – но через некоторое время вы откроете для себя абсолютно новые вещи". (Цитируется по памяти)

И знаете что? Я делал именно это. Я не фокусировался только на вибрато, я обращал внимание на то, как я извлекаю ноту. Я открыл, что можно извлекать кучу разных звуков, просто перемещая руку с медиатором ближе к голове грифа (более мягкий звук) или к бриджу (более жесткий звук).

Я заметил, что звук меняется, когда вы меняете угол наклона медиатора и то, насколько "глубоко" вы его опускаете к деке (как Эрик Джонсон). Это все трудно описать словами, но вы можете получать кучу разных звуков (не СОВСЕМ разных конечно – но эти крошечные нюансы звучания когда-нибудь возьмут вас за глотку), я также экспериментировал с положением левой руки…нажимал сильнее или слабее…двигал пальцы между ладами, использовал разные типы вибрато…здесь я не говорю о фразировке – только о звучании.

…и зачем это делать?

Я знаю, что это звучит не так увлекательно, как новый урок Гилберта "Terror Death Lick", но я думаю это очень серьезный вопрос – если вы хотите хорошо звучать, вам нужно обратить внимание и на эту сторону игры. Даже когда я упражняюсь – я стараюсь звучать хорошо. Это странно? Ни капельки. Даже играя секвенции, я стараюсь следить не только за чистотой и скоростью: я слежу за качеством звука, экспериментирую с атакой и т.д.

Некоторые люди смеются над тем, сколько времени и усилий Эрик Джонсон тратит на поиск такой неопределенной вещи, как "sweet spot", или когда он использует дико неэкономную аппликатуру для какой-либо мелодии, просто потому, что он уверен: 3-я нота этой мелодии звучит лучше на 3-й струне, чем на 2-й.

Но никто не станет отрицать удивительного звучания Эрика. И это не только благодаря его убийственным винтадж-гитарам и усилителям. Это потому что он пошел дальше, чем счет нот в секунду и трюков со звукоизвлечением. Он работал над своей техникой – и старался, чтобы все звучало хорошо.

Фактор звучания небезграничен – если вы играете очень быстрый пассаж, вам придется идти на компромисс. Вы все еще можете что-то подчеркнуть (послушайте сначала Гилберта, а потом Макалпина – если вы будете внимательны, вы услышите разницу) – но это намного сложнее и возможностей для нюансов намного меньше.

Но ведь ваша игра состоит не только из скоростных пассажей, а и из мелодических вещей – и вот они требуют хороших мелодических идей, фразировки и хорошего ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ.

Последнее, о чем я хотел бы поговорить – это СЛУШАНИЕ. Это важная составляющая работы над звучанием, осознанием его потенциала.

Слушайте гитаристов. Не надо таращиться на плакаты или смотреть видео, чтобы увидеть, где же он взял эту ноту – слушайте, постигайте "текстуру" его игры, составляющие его звучания.

Послушайте, например Джеффа Бека – эти кусачие звуки в комбинации с мягкими, хрупкими нотами + множество разнообразных типов вибрато…это и есть его звучание. Если слушать достаточно долго, можно захотеть повторить это – или даже не захотеть, оно случится само.

Если долго слушать речь одного человека, можно набраться от него его "фирменных" словечек – терминов, эпитетов, интонаций. Подсознательно вы начнете употреГрязные их в своей речи.

Или наполовину подсознательно. Представьте, что вы смотрите подряд все фильмы Шварценеггера. Вам смешон его австрийский акцент – и вы пародируете его: "I'll be backkk..."

Если делать это достаточно часто – можно даже не заметить, как это станет частью вас, вашего стиля речи. Вы хотели подражать – а это незаметно стало частью вашей речи.

То же самое и с игрой на гитаре. Например: я большой фэн Джеффа Бека. Я все время пытаюсь копировать все эти его странные звуки, пре-бэнды, работу с рычагом, щелчки и т.д. (хотя все это больше относится к фразировке, но тем не менее). Я пытаюсь скопировать эти звуки – и со временем понимаю, что ни стали неотделимой частью моей игры. То же самое со звучанием.

Как то раз мы провели эксперимент. Я не смотрю телевизор – у меня даже его нет, если я хочу посмотреть что-то - я иду в гости. Если я хочу посмотреть кино – я иду в кинотеатр или видеопрокат. Я читаю газеты в Интернете. Я фактически не слушаю радио – я слушаю только то, что хочу слушать, поставив CD, поэтому этот эксперимент было легко провести.

Я записал две пленки. 1-я была 120 минут, 2-я – 90. На первой был сборник баллад и медленных вещей Стива Вая на стороне А и баллады и медляки Сатриани на другой. На второй кассете я записал мои любимые гитарные баллады Бека, Морса, Тиммонса, Джонсона и т.д.

И в течении 3-х недель я не слушал ничего, кроме этих кассет. Ну, возможно я иногда мог послушать вещь, чтобы снять ее для урока или что-то вроде этого. Или услышать что-то в клубе, баре и.т.д. Но все остальное время я слушал эти кассеты как можно чаще. Не особо вслушиваясь в них, используя как фон. Я ел, читал, какал, писал и трахался под эти записи.

Я не играл под них – когда я упражнялся, я их выключал. И знаете что? Через три недели я пригласил троих друзей на джем (знаем мы эти джемы…прим. переводчика). И оказалось, что моя игра здорово изменилась. Прослушивание этих записей заставило меня использовать фразы этих гитаристов. У меня в мозгу засели фразы Сатриани, драйв Вая – и они стали частью моего сознания, так как были саундтреком трех недель моей жизни. Это был бессознательный процесс, (возможно вы читали про то, как Стиви включал на ночь вещи Запппы, что помогало ему их запомнить? Или как он спал под звук частотой 440 герц?) но процесс очевидный, он показал мне, что поиску своего звучания помогает длительное "фоновое" прослушивание чужих записей.

Заключение

Конечно, нельзя начать учиться играть завтра – и сразу сфокусироваться исключительно на звукоизвлечении, это дело времени. Когда гитара станет частью вас - только тогда вы сможете сфокусироваться на таких деталях, как фразировка и звучание. Сначала отработайте чистую механику – фразы, аккорды, мелодику, песни. Когда вы почувствуете себя комфортно в этом – добавляйте нюансы, и делайте их ВАШИМИ.

Думаю вы рады что я закончил. Если вы дочитали досюда – поздравляю!

Мне нелегко было писать эту статью – намного сложнее, чем, например, о пентатонике. Но я надеюсь, что вы осознали важность своего ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ, ведь это ваше лицо, это то, что отличает вас от других гитаристов.

Даже если вы все еще хотите просто звучать как Ингви, Петруччи, Джимми или Джордж Линч – запомните, что круче всего, это когда вам говорят "Мужик, это звучит похоже на тебя. Точно, это же ты играешь!". Намного приятнее играть мелодию по-своему, причем, даже не задумываясь об этом, быть способным сыграть самую избитую песню так, чтобы она "задышала" и стала чем-то, что идет от вас, от вашего сердца.

На это уйдут годы, это потребует много усилий и внимания – но оно того стоит. Помните, что ваши кумиры – это не только их техника, фразы и песни – это еще и их уникальное звучание, то, что трогает вас при прослушивании их вещей, даже если вы этого не замечаете.

И еще…это статья не из тех, которые побуждают немедленно ее распечатать, схватить гитару и начать работать. Может это все вообще вам неинтересно. (Я вообще уверен что рейтинг этой статьи будет худшим в моей истории). Но, возможно, в следующий раз, когда вы будете упражняться или играть на сцене – вы немножко больше внимания обратите на свое звукоизвлечение и станете звучать немного более по-своему.

Помните об этом, будьте снисходительны ко мне за эту огромную кучу нотаций…просто мне показалось это важным…по крайнем мере не менее важным, чем знание грифа или умение рубить риффы. Не становитесь компьютером, играющим фразы без малейшей экспрессии. Используйте свои уши, помните, что вы личность и что вы играете на одном из наиболее экспрессивных инструментов в мире. Используйте его на полную. А это сложнее, чем добиться яркого звучания при игре на цимбалах.

Оффлайн vladospavel

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Карма: +0/-0
  • Guitar-Mania.Ru fan!
Re: В поисках своего звукоизвлечения
« Ответ #1 : 05 Апрель 2016, 22:19:30 »
Звукоизвлечение это то что ты создашь, а хороший игрок будет создавать такую музыку от которой мурашки по коже побегут.
Для меня кайф послушать Metalica and Rammstein, конечно кому то может нравится и другое но для меня это идеал :)

Оффлайн Pancher5

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 286
  • Карма: +2/-0
  • Пол: Мужской
  • "Пізнай iстину і в твоє серце ввійде сонце"
Re: В поисках своего звукоизвлечения
« Ответ #2 : 07 Апрель 2016, 07:29:05 »
Я в свое время уже узнал о том что в игре на гитаре существует два вида звукоизвлечения, возможно их есть и больше, но знаю я "классический" это когда издают звук при помощи ногтей и "фортепианный" это когда играют подушечками пальцев. Если ногти сохранять одной длины то можно играть этими двумя способами.