Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Loginza

Новости форума:

♫Добро пожаловать на форум ♫Guitar-Mania.ru, у нас самая мощная гитарная тусовка рунета!

Автор Тема: Мобильная запись: как это делается  (Прочитано 356 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн -=♕ALHIMIK♕=-Topic starter

  • Администратор
  • Живу на форуме
  • ******
  • Сообщений: 2067
  • Карма: +325/-0
  • Пол: Мужской
  • Люди ценят того исполнителя, кто поёт их молчание!
Мобильная запись: как это делается
В начале 1970-х мобильные студии звукозаписи были размером с грузовик. Точнее, они и были грузовиками. Один из известнейших примеров это мобильная студия легендарных Rolling Stones. Она располагалась на шасси грузовика BMC Laird lorry.
Сегодня мобильная студия может быть совсем небольшой — в ноутбуке, планшете или смартфоне. Мощь этих портативных рекордеров день ото дня растет, причем они могут поместиться в рюкзак или даже в задний карман штанов. Сочетание портативности и производительности на сегодняшний день кардинально изменили наше понятие мобильной записи относительно 70-х годов.

Мобильная студия Rolling Stones на шасси грузовика BMC Laird lorry
“Современные мобильные устройства способны не только записать демо-версию композиции, но выдать полностью законченное произведение в любое время и в любом месте”, говорит Винсент Леонард, автор книг «The iPad in the Music Studio: Connecting Your iPad to Mics, Mixers, Instruments, Computers, and More!» и «Musical iPad: Creating, Performing & Learning Music on Your iPad». Кроме всего прочего, iPad, скажем, может служить расширением твоей домашней студии — проекты, записанные вне студии, можно в ней закончить и отполировать.
“По моему определению, мобильная запись это создание музыки где угодно в мире за пределами коммерческой или домашней студии”, говорит Рич Тоззоли, звукорежиссер, работавший с Al Di Meola, Ace Frehley и David Bowie и др. «Для мобильной записи лучше иметь более простые и надежные устройства».
Выбор устройства для мобильной записи это всегда компромисс между такими факторами, как портативность, простота, качество и гибкость. Давай рассмотрим различные случаи и выясним, когда тебе какой аппарат может понадобиться.
Случай 1: быстрая фиксация музыкальных идей
Аудиоинтерфейс Focusrite iTrack и iPad, работающие в единой связке.
Как известно, Муза — девушка очень непредсказуемая. Неизвестно где и когда она тебя застанет врасплох. Поэтому хорошо бы иметь портативный рекордер или смартфон с приложением для записи. Даже компактная экшн-камера вроде GoPro может тут отлично подойти. Однако, независимо от того, что за аппаратные средства ты используешь, наиболее важным фактором будет готовность записать возникшую идею. Устройство должно быть заряжено и иметь достаточно памяти. Ну и, конечно же, сам девайс, очевидно, должен быть всегда рядом =)
Отдельный рекордер это конечно круто, но он большой и в кармане его не потаскаешь. С другой стороны, смартфон всегда под рукой. А иначе как играть в свои любимые игры во время скучных совещаний на работе? 😉 Но смартфон можно использовать совместно с рекордером: там, где последний не потаскаешь, первый может выполнить задачу.
Как же выбрать идеально подходящее под твои задачи устройство? И снова, моментальна готовность к записи — это главная цель. Также, неплохо бы иметь возможность подключить к нему качественный внешний микрофон. На рынке есть большое количество микрофонов от ведущих производителей, как Shure, Sennheiser, Audio-Technica и другие. Причем есть даже микрофоны, подключаемые к смартфонам.
Однако, качество записи не так уж и неважнО. Вряд ли ты хочешь чтобы записи звучали с искажениями или были совсем уж низкого качества, так что вообще непонятно гитара это или пианино. С портативным рекордером таких проблем, как правило, не возникает, если помещать микрофон достаточно близко к источнику звука и грамотно корректировать входной уровень.
Используя Shure MOTIV MV88, конденсаторный микрофон и бесплатное приложение для iOS MOTIV, можно, например, сделать качественную запись репетиции на iPhone.
Если ты используешь телефон, планшет или компьютер, то внутренний микрофон устройства может быть очень даже хорошим, в зависимости от класса самого устройства. Тебе нужен чистый и разборчивый звук, а не студийное качество. Стандартные приложения для записи звука, встроенные в мобильные устройства, обычно предназначены для голоса. Они ограничивают частотную характеристику, предполагая что записываться будет исключительно голос. Это позволяет получать на выходе достаточно компактные по размеру файлы, экономя на качестве звука. Ну там качество, как правило, особо и не нужно.
Качество звука у экшн-камеры может быть довольно хорошим, но из-за видеоряда файлы получаются огромными. Используй видеокамеру для быстрых записей, когда нет иного варианта под рукой. Разок, я записывал на экшн-камеру свои идеи и не заметил как запись остановилась, потому что место на флешке закончилось и я потерял часть своих музыкальных идей. Хотя, если тебе нужно зафиксировать, скажем, процесс исполнения, чтобы запомнить используемые гитарные аппликатуры, то это видеокамера незаменима. Как вариант, можно использовать веб-камеру стационарного компьютера или ноутбука.
Имеет смысл прикупить себе внешний девайс для мобильного устройства, что-то вроде внешней звуковой карты. Обычно, они быстро запускаются, записывают до 4-х каналов одновременно в высоком качестве, предоставляют возможности для оперативного переноса записанных файлов и имеют на борту DSP-процессор для обработки звука, который берет эти вычисления на себя — актуально для слабых мобильных устройств.
При использовании портативного устройства для записи, нужно не забывать регулярно переносить с него файлы на основной большой жесткий диск, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда зафиксировать идею нужно, а свободного места нет. И места, куда скинуть имеющиеся файлы — тоже нет. Незавидное положение. К тому же на наших телефонах и планшетах зачастую куча игр, музыки, фильмов и т.д.
Случай 2: запись в условиях репетиции/концерта (моно/стерео)
IK Multimedia iRig специально разработан для подключения гитары к мобильному устройству.
Говоря о записи репетиций, ты скорее всего хочешь добиться достаточно приятного, но не студийного качества — ведь главная задача состоит в том, чтобы схватить исполнение композиции, а не получить идеальную студийную запись.
Идеальным инструментом для записи репетиций и подобных сессий будет тот, что может выполнять возложенные на него задачи и не отвлекать тебя от процесса. То есть должен быть запас по времени записи (свободному месту) и простота использования (включил и забыл до конца репетиции).
Портативные рекордеры тут подойдут идеально, особенно те, что имеют на борту встроенный микрофон и съемный носитель (флешку). Ты просто направляешь микрофон на источник звука, включаешь запись и делаешь свое дело. Кроме того, в отличие от телефона или планшета, рекордер не прерывается на прием звонков, SMS’ок и прочего.
Большая часть рекордеров — даже бюджетных — умеет записывать в сжатом (MP3, OGG) или несжатом (AIFF, WAV) аудиоформате. И, несмотря на то, что несжатое аудио дает более высокое качество, можно записать в сжатом формате, регулируя эту самую степень сжатия. Таким образом, будет сэкономлено значительное дисковое пространство и увеличено время записи. Вообще, если записать MP3 с битрейтом в 320 kbps, то разница между этим и насжатым WAV-файлом, скажем, будет минимальна. Нужно иметь очень тонкий слух и хорошую аудиосистему, чтобы её услышать. Так что однозначно сжатый формат. Хотя, если это для дальнейшей обработки и выпуска, то тогда, может быть, и WAV.
В дополнение к карте памяти, стоит удостовериться, что устройство заряжено. А лучше вообще подключить его к сети, если это возможно. Да, стоит также проверить, что запись сохраняется на внешнюю карту памяти, а не во внутреннюю память устройства — эта опция есть почти в каждом девайсе.
На этапе размещения записывающего устройства в помещении и установки уровней входного сигнала, часто приходится действовать методом проб и ошибок. Если ты постоянно записываешь в одном и том же помещении (например, студия или репетиционная база), то выбери одно подходящее место и всегда размещай устройство для записи именно там.
Не торопись быстро выставить уровень и нажать кнопку Rec. Стоит сделать тестовую запись (саундчек) и проверить как все звучит. Если что-то не так, то скорректируй уровень сигнала на входе и повтори проверку. Лично я всегда выставляю уровни немного ниже нуля децибел, потому что по мере разогрева музыканты обычно начинают играть громче.
Вот тебе хорошая техника на заметку: при записи лайва, если используемый рекордер позволяет одновременно использовать свой внутренний микрофон и внешний вход (line input), то можно скомбинировать звук с микрофона с выходным миксом, идущим на портальные системы концертной площадки. Или даже можно снять звук с микшерного пульта поканально — чем больше будет отдельных каналов, тем больше будет в дальнейшем возможностей в DAW (Cubase, Pro Tools, Logic Pro и т.д.) отредактировать звучание микса. Но об этой самой поканальной записи, или мультитрекинге, в следующем разделе.
Случай 3: запись в условиях репетиции/концерта (поканально, мультитрекинг)
Мультитрек (многодорожечная запись) это понятие растяжимое: можно записывать все дорожки самостоятельно, а можно в составе группы, можно писать в условиях студии, а можно — на живой сцене, можно писать все инструменты вживую, а можно — через многочисленные сэмплеры, обильно представленные на сегодняшнем рынке. Очень много разных подходов подпадает под это понятие.
Если ты осуществляешь подобную запись, то, скорее всего, собираешься с ней что-то сделать далее. Как-то обработать. Может ты планируешь выполнить сведение на мобильном устройстве? Или собираешься оставить их в архиве, чтобы позднее свести их с записанными в студии кусками или с минусом? Так или иначе.
Несмотря на то, что некоторые рекордеры могут работать с многодорожечными записями, мы сфокусируемся на специализированных программах — DAW (Digital Audio Workstation, цифровая аудиостанция — Cubase, Pro Tools и др.), запущенных на компьютере / мобильном устройстве и соединенных с внешним аудиоинтерфейсом (звуковой картой). Для гитаристов, кроме DAW, важны еще дополнительные компоненты — плагины для моделирования гитарных усилителей, кабинетов, примочек и эффектов, возможно плагины для сэмплирования барабанов и других инструментов.
Если ты ищешь нетребовательные к ресурсам приложения, то таких для iPhone или iPad немало. Например, GarageBand от Apple (4.99$). Она может сохранять проекты в формате, который потом можно открыть в настольной версии GarageBand или в «большой» DAW — Logic Pro.
PreSonus ($9.99) предлагает основные возможности для осуществления многодорожечной записи в достаточно приятном и удобном интерфейсе. Если ты готов потратить больше, то за 24.99$ можно приобрести Steinberg Cubasis для iPad (урезанный вариант всем известной DAW), ну или программу Auria от WaveMachine Labs, которая, судя по всему, основана на Avid Pro Tools.
Хотя перечисленные инструменты можно использовать для полноценного сведения, они, конечно же, ограничены в той или иной степени, в зависимости от платформы. “В технологиях всегда есть компромиссы”, говорит Леонард. “iPad, например, предлагает много возможностей в небольшом корпусе, но у него мало встроенной памяти и небольшое время автономной работы.
Когда ты закончил сессию записи, нужно перебросить файлы в большое хранилище, чтобы память девайса не переполнилась. Этот процесс может быть немного медленнее чем копирование файлов по компьютерной сети. Так что возьмите за привычку переноса файлов с мобильного девайса в свободное от работы время. Иначе можно столкнуться с вышеописанной ситуацией — запись вести надо, а свободного места нет.
Рекорер Tascam DR40 идеален для домашней записи. В отличие от смартфона/планшета не прерывается на прием звонков и сообщений.
Для серьезного продакшена однозначно нужен хороший внешний звуковой интерфейс и качественный внешний микрофон. В более низком ценовом диапазоне находятся устройства, подключаемые в разъем телефона, предназначенный для гарнитуры. В эту категория входят специализированные гитарные интерфейсы: IK Multimedia iRig, RapcoHorizon iBLOX и другие, с 1/4-дюймовым (TRS jack) разъёмом для подключения электро- или бас-гитары и выходом на наушники для мониторинга. Но такая гарнитура все равно использует аналого-цифровые преобразователи твоего смартфона, то есть качество, скорее всего, будет слабоватым.
Для серьезной записи лучше всего подойдет внешний звуковой интерфейс, который соединяется с USB-входом телефона (или портом Lightning на iOS-устройствах). Многие этих компактных интерфейсов можно также подключать и к компьютеру, что делает их очень удобным и выгодным вариантом. Для гитаристов можно выделить следующие модели: IK Multimedia iRig PRO, Fender Slide Interface, Line 6 Sonic Port VX, и Apogee Jam.
Существуют и универсальные интерфейсы, которые позволяют подключить 1/4-дюймовый джек, микрофон с XLR-разъемом или использовать внутренний микрофон. У компактного Apogee One, например, есть встроенный микрофон, а также входы 1/4 дюйма и XLR с фантомным питанием. Focusrite iTrack Pocket iOS работает как док-станция для Apple-девайсов и имеет встроенный DSP. А карточка PreSonus AudioBox выполнена в более привычном форм-факторе USB-аудиоинтерфейса и может подключаться как к мобильному устройству, так и к компьютеру.
Если твой USB-интерфейс имеет свой собственный источник питания, то он может даже заряжать планшет/смартфон, к которому он подключен!
Для мобильной станции на основе лэптопа такой интерфейс вообще идеален, если нет необходимости писать более двух каналов одновременно.
“Удостоверься, что все компоненты в твоей системе достаточно качественные и работают без конфликтов”, добавляет Стив Опенхаймер (Steve Oppenheimer), маркетолог из компании PreSonus, производящей отличные аудиоинтерфейсы для компьютеров и мобильных устройств, а также цифровые микшеры, ПО и др.
Если нужно больше входов, то есть большое количество различных аудиоинтерфейсов в среднем и дорогом ценовом диапазоне. Некоторые экземпляры имеют 8 и более входов при размере в один или два рэковых юнита. А если на нем установлены еще и качественные предусилители, то одного этого девайса достаточно для качественного выполнения своей работы (конечно, нужны еще кабели, микрофоны и мониторные наушники). С восемью входами легко можно записать целую группу, снять несколькими микрофонами акустическую гитару и выполнить еще кучу нужных задач!
Подготовка к трекингу (поканальной записи)
Tozzoli — звукоинженер, регулярно работающий со своими треками вне студии, говорит, что конкретные элементы цепочки менее важны, нежели то, как они между собой соединены. Одна недостающая часть цепи, независимо от того, насколько она мала, может испортить весь проект.
“В мой «джентельменский» входят: компьютер (обычно ноутбук), аудиоинтерфейс, динамики, наушники и коммутация”, поясняет он. “У меня есть несколько разных цепочек, которые варьируются в зависимости от ситуации. Самый простой вариант: MacBook Pro с интерфейсом Universal Audio Apollo Twin и DAW (Pro Tools 12 + Propellerhead Reason). Или другой набор: АЦП-конвертор Universal Audio Apollo 16 + FireWire-аудиоинтерфейс от Focusrite или Audient с восемью каналами (каждый с отдельным предусилителем) и DAW Pro Tools 12.
“Любой из перечисленных сетов я всегда дополняю незаменимыми вещами — зарядное устройство, внешний жесткий диск, все кабели и адаптеры и iLok с лицензией Pro Tools. Если есть возможность иметь несколько экземпляров этих важнейших вещей, то это еще более тебя перестрахует. А то мало ли.. На всякий случай, особенно если мероприятие очень важное и косяки просто недопустимы.
“Кроме того, я создаю письменный контрольный список в своем iPhone или на бумаге, чтобы по нему быстро удостовериться, что я взял все, что нужно. Это стало для меня второй натурой”.
Лет 5 назад студия описанная Tozzoli, вместо ноутбука имела полноразмерный ПК, а вместо компактного аудиоинтерфейса — несколько рэковых устройств, особенно если много обработок. Теперь можно все это иметь в ноутбуке. Скоро и планшеты со смартфонами дорастут до таких мощностей. Можно сказать, что уже доросли в определенной мере.
Целые альбомы на iPad
В конце 2011 года индустрия заговорила о невиданной ранее вещи. Речь идет про альбом Gorrilaz «The Fall», который был записан одним из членов коллектива — Damon Albarn — на его iPad во время тура по США.

Ссылка

“Я буквально делал его в дороге,” говорит Albarn . “Я не писал демки заранее, никак не готовился. Просто творил на ходу, день за днем, двигаясь по городам тура.”
Albarn использовал различные приложения в своей работе — AmpliTube, SoundyThingie, StudioMini XL Recording Studio, Bassline и другие (окончательное микширование производилось уже по возвращению на родину, в Англию), а вот инди-панкам из группы Ultramods понадобился лишь GarageBand для iPad, чтобы полностью создать свой альбом «Underwear Party». “Для меня в этой программе [GarageBand] есть все, что нужно в одной коробке,” говорит вокалист Max “Bunny” Sparber. “Когда я рассказываю о том, что сделал альбом вот таким способом, то все очень удивляются”.

Ссылка

Сегодня, у мобильных устройств намного меньше недостатков чем раньше, так что запись прямо на них, и даже сведение прямо в них, становится вполне себе реальным. Но вне зависимости от роли мобильных устройств в вашей музыкальной деятельности, они очень даже имеют право на место в ней.
В статье для журнала MacWorld за 2014 год, Andrea Pejrolo, заместитель заведующего кафедрой современного композиторства в музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), объясняет, что он использует iPad как самодостаточную систему для записи сессий инди-артистов и композитора Ella Joy Meir. Он признает, что iPad имеет определенные ограничения по сравнению с лэптопами, особенно что касается объема памяти, но есть также и преимущества, например, компактность. “Если вы планируете записываться в одной комнате с исполнителем, то iPad не будет шуметь вентиляторами, потому что их у него просто нет. И это, на самом деле, гигантский плюс,” говорит он. “Ну и стоимость: iOS предоставляет удобный в использовании тач-скрин и портативность лэптопа в одном флаконе, но за меньший ценник.”
Входы и выходы мобильных аудиоинтерфейсов
С iPad'ом, программой для записи, батареей и интерфейсом вроде Apogee One, можно записывать в любой момент, когда Муза тебя настигнет.
Идея записи целого альбома через телефон или планшет звучит больше как прикол, в отличие от той же идеи, но с применением рекордера или лэптопа. Но подумай — чем отличаются первые? Всего лишь производительностью — она, естественно, меньше. Но это ведь полноценные компьютеры.
Ничего смешного в этой идее нет — запись на мобильном устройстве не означает что все обязательно будет звучать ужасно. То есть можно все сделать так, что и не скажешь, что выполнено это было на каком-нибудь планшете. Тем более, производительность таких устройств на сегодня достаточно велика и с каждым днем растет. Как и аудиокарты для компьютеров, железки для мобильных устройств подключаются к их дата-портам (порт Lightning для Apple-устройств) и предоставляют качественную конверсию из аналога в цифру и наоборот. Среди этих устройств немало таких, что предоставляют очень высокое качество — 24-бит/192 kHz.
Интерфейсы Apogee известны своими высококлассными АЦП (аналого-цифровой преобразователь). Это была одна из первых компаний, которая всерьез нацелилась на мобильный аудиорынок. Ценовой диапазон их устройств колеблется от $129 за Jam 96K до $1,395 за модель Quartet. Из возможностей: четыре микрофонных преампа, 8-канальный интерфейс ввода-вывода Lightpipe и возможность работать как с Mac’ами, так и iOS-устройствами.
У PreSonus в линейке есть компактные аудиоинтерфейсы, способные подключаться как к компьютерам, так и к iOS-девайсам. Это, например, модель 2×2 AudioBox iTwo ($99), предоставляющая вход для аудио и MIDI-порт, в комплекте с которой поставляется бесплатная фирменная DAW — Capture Duo.
Компания Shure относительно недавно изготовила линейку микрофонов и аудиоинтерфейсов MOTIV, заточенных специально под последнее поколение iOS-девайсов. Их цена находится в диапазоне $69 — $199. В серии есть моно- и стереомикрофоны, а также специализированный гитарный интерфейс MVi, который также может работать и с компьютером.
Другие производители профессионального аудиооборудования также начинают направлять свое внимание на рынок мобильных устройств.
Компания Rode выпустила линейку для iOS, в которую входит два конденсаторных стерео-микрофона: iXY-L ($199) и iXY ($149). А Blue Microphones выдала Mikey Digital ($99), микрофон, который размещается прямо на iOS-устройстве и имеет несколько регулировок гейна — автоматический режим, низкий и высокий уровни гейна.
В дополнение к широкому спектру рекордеров, компания Zoom недавно выпустила серию iQ — универсальные микрофоны, подключающиеся к порту Lightning, цена от $69 до $99. А Focusrite имеет в своем арсенале двухканальный iOS-интерфейс iTrack Dock ($199), выполненный в формате док-станции для iPad.
В то время, как популярные гитарные интерфейсы iRig от IK Multimedia подключаются через мини-джек, девайсы из новой серии (iRig Pro), например, двухканальный PRO DUO ($199), уже используют Apple’овский порт Lightning для достижения максимального качества звука. Line 6 Sonic Port ($99) можно подключать как в порт Lightning, так и 30-пиновым коннектором.
Есть также масса компактных USB-интерфейсов и микрофонов, которые можно сделать совместимыми с iOS с помощью переходников Apple Camera Kit и Lightning-to-USB Camera Adapter, например, $31 MD821AM от Apple.
Среди свеженького, есть Steinberg UR22mk2 ($149), могущий записывать звук в качестве 24-bit/192kHz и поставляется с бесплатной DAW Cubasis LE, а для iOS есть просто Cubase. Roland также выпустила свой Duo-Capture EX ($179) с качеством записи — 48 kHz, MIDI-портом и др. Audio-Technica AT2020USBi ($199) это конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и USB-интерфейсом, который работает с Windows, Mac и iOS.
Заключение
Ну вот, мы и подошли к концу. Все же хотлеось бы, чтобы после прочтения этой статьи ты подумал о том, как мобильные устройства могут упростить жизнь при грамотном использовании. Возможно, ты захочешь включить iPad в свою live-цепочку, для концертов. Кроме того, есть звуковые интерфейсы в формате педалей.
Вот компания Sonoma Wire Works предлагает GuitarJack Stage ($299) с четырьмя переключалками, множеством других крутилок и High-Z входом, разработанном специально для электрогитар и басов.
« Последнее редактирование: 30 Июль 2016, 20:30:19 от -=♕ALHIMIK♕=- »