Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Loginza
Рейтинг темы:
  • Текущий рейтинг 5.00/5

Автор Тема: Полезные советы по самостоятельной записи (гитара, вокал, барабаны, реампинг)  (Прочитано 429 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Andrew SoundchopTopic starter

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Карма: +0/-0
  • https://soundcloud.com/soundchopstudio
Всем привет, я занимаюсь сведением музыки в различных гитарных стилях и на основе многолетнего опыта решил написать советы, минимизирующие самые популярные косяки музыкантов - конечно, в основном, с точки зрения микса в целом. Где-то тут уже постил ссылочки, но попросили запостить развернутым текстом. Желающие могут следить за обновлениями в группе ВК: Ссылка

Общие советы по записи (+гитара и вокал)

ПРАВИЛЬНАЯ, КАЧЕСТВЕННАЯ АРАНЖИРОВКА И ЗАПИСЬ ИНСТРУМЕНТОВ И ВОКАЛА - ЭТО 80% ИТОГОВОГО КАЧЕСТВА ПЕСНИ. НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИСХОДНИК

ОБЩИЕ СОВЕТЫ
Самое важное:
1) Избегайте клиппинга треков во время записи (!).
2) При записи инструментов старайтесь поддерживать умеренный уровень, следя по шкале уровня вашего секвенсора. Да, в цифру возможно записать с очень высоким уровнем под 0, но во избежание цифрового клиппинга и др. проблем рекомендую, чтобы во время записи пиковый уровень каждой дорожки инструмента был в районе -10 dB при записи в 24 бит (а средний уровень при этом в районе -18 dB, это легко контролировать, например, в Reaper, где на шкале отображаются одновременно и пиковые, и средние значения).
3) Для молодых музыкантов - всеми силами избегайте клиппинга (треска от перегрузки по уровню) треков и заползания в красный сектор шкалы. Старайтесь писаться с разрядностью не менее 24 бит.

Наглядная картинка для любителей визуальных руководств:


Второе важное правило:
При записи одного источника сразу несколькими микрофонами (например, гитарного кабинета динамическим и ленточным микрофоном) соблюдайте правило 3:1. Если первый микрофон располагается на расстоянии Х от кабинета, то второй должен располагаться на расстоянии Х*3 от первого микрофона.

ГИТАРА
Перед записью материала настоятельно рекомендуется использовать инструменты максимально возможного качества (включая возможность их аренды - именно на записи класс инструмента особенно решает) и обязательно накануне записи устанавливать НОВЫЕ СТРУНЫ нужного калибра на гитары и бас. В идеальном случае на записи рекомендуется менять струны после 5-6 часов суммарной игры на инструменте. Свежие струны очень важны для большинства современных стилей (если вы не стремитесь воссоздать звук 60-х)! Также следует заново подстраивать инструмент после записи КАЖДОГО дубля, более того, настраивать, ориентируясь не на открытые струны по тюнеру, а по конкретным нотам риффа, который будете писать. Не забудьте проверить настройку мензуры и прогиб грифа инструмента перед записью.

Основную партию гитары можно писать либо даблтреком (прописываются два дубля, один потом при сведении панорамируется влево, второй вправо), либо квадротреком (пишутся четыре дубля, два влево, два вправо). Квадротрек дает более плотное и мясистое звучание, но квалификация гитариста при этом должна быть достаточно высокая, так как необходима крайняя точность попадания в партию. При невозможности качественной записи квадротрека или высоком темпе песни ограничьтесь даблтреком. Учтите, что копипейст трека гитары или вокала дублем не является, необходимо прописывать трек заново! Партии ритм-гитары следует прописывать минимум два раза (дубли).

Очень большое внимание следует уделить звукоизвлечению на записи. Плохая техника левой и правой руки, недостаточное глушение, вялая атака и т.д. - от всего это нужно избавляться, это первое, что выдает начинающих музыкантов!

Если это ваша первая запись - будьте осторожны на этом этапе, большинство гитаристов, не имеющих опыта записи, не могут объективно оценить собственный звук. Обратитесь к более опытному гитаристу, чтобы выстроить хороший гитарный звук, с которым можно будет работать в дальнейшем.
Для аццких металлюг: не выкручивайте на записи средние частоты на гитарном усилите полностью в ноль и используйте чуть меньше гейна, чем обычно. Лучше, если все ритм-партии пропишет один (самый квалифицированный) гитарист - в себя попадать легче, чем в другого человека.

При записи гитары в неидеальных условиях (или если вы не уверены в своем гитарном звуке) рекомендуется прописывать сигнал в линию через соответствующее оборудование (DI-box или инструментальный вход аудиокарты с сопротивлением, необходимым для записи инструментов. Втыкаться без дибокса/преампа напрямую в линейный вход карты - плохая идея).
Этот чистый сигнал (DI) будет использован для последующего реампинга. При записи чистого сигнала также следует тщательно следить за отсутствием клиппинга.

В целом, если есть возможность писать чистый сигнал гитары (DI) параллельно записи с усилителя - ей нужно пользоваться ВСЕГДА. Особенно это актуально для молодых групп, так как звук, который они нарулили самостоятельно, может оказаться неоптимальным для микса в целом, и потребуется реампинг.

При записи тяжелых гитар в студийных условиях попробуйте следующие решения:
1) Гитара —> грелка TubeScreamer или его аналог (драйв на 9 часов, тон и громкость - на 12 часов) —> голова типа Peavy 5150, Dual Rectifier и др. Тюбскример делает звук менее рыхлым, более упругим на низах).
2) Съем звука с усилителя двумя динамическими микрофонами (гуглите Fredman micing technique), например, Shure SM57, Audix i5 и т.д. Один из микрофонов располагается строго по центру динамика, второй - рядом под углом в 45 градусов к нему, стрелой, как показано на фото. Звук пишется на две отдельные дорожки.
Ссылка

Даже простенький на слух западный поп-рок часто содержит в гитарной пачке примерно следующее:
1)собственно дубли аккордного валилова
2) дубли валилова, но в другой позиции/на другой гитаре
3) дубли октавами
4) какие-нибудь стакаттные нотки для акцентов
5) часто - чистую или акустическую гитару, опущенную в миксе очень низко, для пущей плотности и атаки.
Разумеется, все должно быть сыграно максимально четко.

БАС-ГИТАРА
Бас в пониженных строях лучше настраивать по флажолетам на 12 ладу. 1 комплекта струн хватит на запись 3-4 песен в одном строе, при смене строя - струны стоит заменить. Бас в тяжелых стилях чаще всего стоит писать сразу в линию (через дибокс/инструментальный вход аудиоинтерфейса) для последующей гибкой обработки. При записи микрофоном с басового усилителя стоит параллельно писать и чистый сигнал в линию. Снятие усилителя микрофоном хорошо подходит для классического рока или когда бас ведет выраженную мелодическую линию.

ВОКАЛ
Для записи наилучшего по качеству вокала рекомендуется все-таки взять студийное время в местной студии (за стоимость одного микрофона вы сможете прописать вокалы на целый альбом в нормальных условиях). При записи вокала соблюдайте (!!!) расстояние в 20-40 см от микрофона, а также используйте поп-фильтр. При вынужденной записи вокала в домашних условиях для уменьшения призвука комнаты используйте трюки с одеялами, дверцами шкафа и пр., о которых можно почитать в интернете.
Для вокала имеет смысл использовать самый лучший микрофон из тех, что есть, если позволяет помещение - конденсаторный. Гроул/скрим хорошо пишется и в динамические микрофоны.
Для богатства вокальной партии не ограничивайтесь записью одной вокальной дорожки. Запишите хотя бы еще дубль основной партии (он должен быть как можно точнее попадать в главную дорожку вокала). Также хорошо писать всякие бэки, хоры, гармонии и т.д.

... и добавил:

Далее цитата из книги "Сведение Разумом".
"Приступаем к самому интересному – располагаем микрофон в правильном куске воздуха. Тут нам нужно определиться с тремя вещами: сторона, высота, и расстояние.
Свойства человеческого лица, отвечающие за акустическое распространение голоса,
заставляют нас сперва определиться, со стороной, потом с высотой, а потом уже с расстоянием от вокалиста.
Т.е. сначала двигаем микрофон влево-вправо, потом вверх-вниз, и потом – вперед- назад, в таком порядке. Если это делать иначе, мы получим менее точный результат.
Найдя правильную сторону вокалиста, нужно найти правильную высоту для микрофона. Опуская микрофон вниз относительно рта, вы делаете голос более ярким.
При подъёме микрофона звук становится более мутным. Вы можете услышать это своими ушами или с помощью микрофона и наушников.
Движение микрофона вверх и вниз подобно частотному контролю: вверх – это низкие, вниз – это высокие частоты.
В общем, если вокалист выдает слишком много ярких гармоник или гнусавит, двигайте микрофон на «север», для более полного, ровного звука. Если же звук голоса тусклый, двигайте микрофон ниже зубов."

Секрет отличной песни = отличная музыка + отличная аранжировка + отличные музыканты + запись в отличном помещении. Каждый этап требует внимания и тщательной работы.

Советы по записи живых барабанов

Эти рекомендации пригодятся вам при записи живых барабанов, если вы стремитесь получить максимально возможное в ваших условиях качество.

ДО:
1) Вынудить барабанщика репетировать достаточное количество времени под метроном, невзирая ни на что.
2) Стараться выбирать барабанщиков без явного рассинхрона ног и рук.

ВО ВРЕМЯ ЗАПИСИ:
1) По возможности старайтесь писаться на установке с ясным, "открытым" звуком, без мутных резонансов.
2) Для металла и рока стоит использовать железо меньшего размера, с меньшим количеством ярких резонансов
3) Старайтесь использовать новые пластики для барабанов. Проверьте настройку барабанов перед записью (!).
4) Попробуйте расположить альты по возможности горизонтальнее, чтобы удары барабанщика по элементам установки шли как бы "сверху вниз" - все это а) обеспечит повышенную мощь ударов и, как следствие, более энергичную запись.
5) По возможности старайтесь писаться в хорошем помещении. Не забудьте подзвучить и комнату парой микрофонов (в итоге должен получиться либо пара моно-дорожек, либо стереофайл рум-микрофонов. Звук помещения очень важен для общего характера звучания барабанов почти во всех стилях музыки, за исключением разве что очень быстрых современных стилей тяжелой музыки.
Попробуйте направлять рум-микрофоны не на саму барабанную установку, а в углы комнаты за установкой (левый и правый), так будет сниматься больше звучания самого помещения, а не прямого звука от установки.
6) Убедитесь, что в оверхэдах больше тарелок, чем хэта.
7) Напрягите записывающего инженера, чтобы он постарался максимально снизить утечку хэта в микрофон рабочего (малого) барабана - то есть развести рабочий барабан и хай-хэт друг от друга по горизонтали и вертикали и проследить, чтобы микрофоны снимающие их звук минимально ловили друг друга (изменяя направление и угол этих микрофонов, используя заглушки и т.д.).
8) Попросите барабанщика лупить по барабанам сильнее, а по железу - мягче. Если барабанщик не в силах превозмочь себя, попросите звукозаписывающего инженера подать ему в наушники больше железа, не говоря об этом самому барабанщику. Это вынудит его стучать по железу мягче.
9) Рассмотрите вариант упростить партию ударных ради ровности и хорошей подачи на записи.
10) Невзирая ни на какие отговорки барабанщика - пишите его под метроном (для рока и металла).

... и добавил:

Подготовка к реампингу гитар

Вместо того, чтобы пытаться записать гитару с маломощного комбика и MetalZone дома, гораздо лучше будет записать чистый сигнал гитары для его последующего реампинга. Как аппаратный, так и в последнее время импульсный реампинг демонстрируют хорошие результаты.

Подготовка к записи:

1) Установите накануне свежие струны, проверьте настройку мензуры. Перед записью настройте гитару по тюнеру (проверяйте не только ноты открытых струн, но и ноты риффа, который будете писать).
2) Используя короткий (около 1,5 м) и высококачественный профессиональный гитарный кабель, подключите гитару к дибоксу. Отсутствие дибокса приводит к завалу высоких частот (!) и чахлому, невыразительному звуку.
3) Популярные для реампинга гитар и высококачественные модели дибоксов стоят от 100 до 250 долларов. Рекомендую дибоксы фирм Radial, Countryman. Встречаются и ультрабюджетные приемлемые модели, типа ART Z Direct. Воздерживайтесь от использования дешевых дибоксов неизвестных фирм (и младших моделей фирмы Behringer!). Перед приобретением дибокса исследуйте отзывы пользователей. Дибоксы делятся на пассивные и активные - в активных больше функций, но они требуют батарейки или фантомного питания. Активные дибоксы рекомендуются для пассивных датчиков, а пассивные - для инструментов с активными датчиками и синтезаторов.
4) Подключите при помощи короткого XLR-кабеля выход дибокса к соответствующему входу вашего аудиоинтерфейса.

Запись:
1) Настройте процесс записи таким образом, чтобы на одну дорожку записывался чистый сигнал гитары, при этом мониторинг осуществлялся параллельно при помощи какого-либо виртуального гитарного усилителя (например, Guitar Rig). Выставьте минимально возможное значение задержки (latency).
2) Для реампинга хорошо, когда записываемый чистый сигнал достаточно громкий, но выставьте уровень записи так, чтобы максимальные пики чистого сигнала не превышали -10 дБ. Избегайте клиппинга сигнала при записи!
3) Пропишите партии гитары либо два раза (даблтрек), либо четыре раза (квадротрек). Завершив запись, можно проверить дорожки чистого сигнала гитары на точность попадания - спанорамируйте их все до упора влево или вправо. Все расхождения моментально станут четко слышны.
4) Завершив запись отдельных фрагментов, монтаж и склейку дорожек чистого сигнала, выгрузите их поштучно в моно от нуля и отправьте на реампинг.
« Последнее редактирование: 09 Май 2017, 11:11:38 от PDD1984 »

Оффлайн -=♕ALHIMIK♕=-

  • Администратор
  • Живу на форуме
  • ******
  • Сообщений: 2063
  • Карма: +325/-0
  • Пол: Мужской
  • Люди ценят того исполнителя, кто поёт их молчание!
PDD1984, Наглядная картинка для любителей :good: :good: :good: :rofl: :rofl: :rofl:

Оффлайн Gruber

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: +9/-0
  • Пол: Мужской
Спасибо за классную статью. Думаю новичкам очень сильно пригодиться.