Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?

Войти через соц. сети:

Новости форума:

♫Добро пожаловать на форум ♫Guitar-Mania.ru, у нас самая мощная гитарная тусовка рунета!

Автор Тема: Урок 1: постановка рук, переменный штрих, хроматическое упражнение  (Прочитано 1922 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн -=♕ALHIMIK♕=-Topic starter

  • Администратор
  • Живу на форуме
  • ******
  • Сообщений: 2050
  • Карма: +325/-0
  • Пол: Мужской
  • Люди ценят того исполнителя, кто поёт их молчание!
Урок 1: постановка рук, переменный штрих, хроматическое упражнение
Играют на электрогитаре, как вы уже, наверное, догадались, руками. Правой и левой.

Поэтому начать надо с правильной их постановки. Даже на электрогитаре – относительно молодом музыкальном инструменте, – уже играют более 60 лет, а уж на обычной, классической гитаре – не век, и не два. За это время люди успели подобрать наиболее пригодные для игры позиции рук, и нам ничто не мешает воспользоваться их ценным опытом.

Играют, повторюсь, руками, левой и правой, причем, как правило, одновременно. Но чтобы хорошо ими играть одновременно, для начала неплохо выяснить, что делает каждая из них отдельно. Этим и займемся.

Правая рука.


Правая рука держит медиатор, бьет этим самым медиатором по струнам, глушит струны и иногда, забыв свое истинное предназначение, лезет к левой помогать зажимать струны. Вот и все. А теперь обо всем по порядку… Правая рука, как уже было сказано, держит медиатор. Согните указательный палец, положите на него большой, и… чего-то не хватает. Ах да! И между ними должен быть медиатор. Он кладется на последнюю фалангу указательного пальца и, в итоге, должен лежать перпендикулярно большому пальцу , а его небольшой кончик (тот, который поострее) длиной в 5–10 мм выступает наружу. Им мы и будем играть.

Правая рука где-то в районе локтя опирается на гитару так, чтобы кисть находилась около струн. Незанятыми медиатором пальцами (как правило, мизинцем) лучше упираться в корпус или в звукосниматель, это обеспечит больший контроль движений кисти.

Ударять медиатором по струнам можно вверх и вниз, тем самым заставляя их звучать. При этом кисть совершает небольшие вращательные движения в плоскости, параллельной струнам, а локтевая часть – поступательные (как маятник), пальцы же остаются неподвижными.

Левая рука.

Левая рука прижимает струны к грифу, тем самым меняя длину звучащей части струны, а вместе с ней и высоту звука (ноту). Чтобы обеспечить максимальную свободу кисти, опора на гриф производится только большим пальцем.

Остальными пальцами зажимаются струны, причем они должны быть приблизительно перпендикулярны поверхности грифа. Чтобы струна звучала чище, надо стараться прижимать ее между порожками ладов ближе к середине.


Характерная ошибка начинающих состоит в том, что они пытаются для большей уверенности обхватить гриф поплотнее и упереться в него снизу нижними фалангами пальцев, но тем самым они сковывают движения кисти. Левая рука должна касаться грифа только большим пальцем и подушечками остальных при зажиме струн (за исключением отдельных технических приемов, которые мы рассмотрим позже).

Немного теории. Ноты и табулатура.

Итак, музыка состоит из нот. О том, что они существуют, слышали многие, но нам придется разобраться подробнее. Чтобы представить, что такое нота, дерните одну струну (например, первую), не задев остальные. Вот это и есть нота. Теперь приглушите ее и дерните другую (например, шестую). Это уже другая нота. И чтобы определить, какая из них какая, им дали названия: до, ре, ми, фа, соль, ля и си.

Одни из этих нот выше, «тоньше» (первая струна), другие ниже, «жирнее» (шестая струна). Все ноты объединяются в некоторую последовательность и, соответственно, отстоят друг от друга на некоторые расстояния. Минимальное такое расстояние названо «полутоном». На гитаре полутону соответствует один лад, то есть, к примеру, расстояние между нотой, которую выдаст первая струна, зажатая на первом ладу, и нотой, которую выдаст она же, зажатая на втором ладу, равно одному полутону.

Расстояния между нотами и их последовательность:



Как можно увидеть на рисунке, последовательность нот зациклена, то есть после си снова пойдет до, потом ре и так далее. Естественно, это будет уже не та самая до, а другая, находящаяся выше, но очень похожая на прежнюю. Расстояние между такими нотами называется «октавой» и равно 12 полутонам.

Чуть позже мы более основательно поговорим о нотах, но сейчас о другом…

Для гитары существует и альтернативный способ записи партии инструмента: табулатура. Она состоит из шести линий, которыми обозначены струны и номеров ладов, которые надо зажимать на них. Например, если нам надо сначала сыграть два раза первый лад на третьей струне, а потом три раза второй лад на пятой струне, то в табулатуре это будет выглядеть так:


Хроматическое упражнение. Переменный штрих.

 Как я уже говорил, медиатором можно ударять по струне вверх или вниз. Очевидно, что ударяя попеременно вверх и вниз, можно экономить время, затрачиваемое на извлечение звуков. Если играть только вверх или только вниз, то ход руки обратно вниз (вверх) будет холостым, тогда как, играя вверх-вниз, мы каждым движением (далее – штрихом) извлекаем новую ноту. Такой способ игры носит название «переменный штрих». Именно им мы и будем пока играть.

 Любые навыки отрабатываются на упражнениях, и навыки игры на гитаре (а в нашем случае – зажимания нужных струн на нужных ладах и переменного штриха) исключением не являются. Поэтому и нас ждут разнообразные упражнения. Первое из них приведено в табулатуре ниже.

 

Играется это упражнение в классической, канонической аппликатуре.

 Давайте теперь разберемся, что это значит…

 Аппликатура – это распределение пальцев левой руки по партии. То есть, например, нам нужно сыграть первый лад первой струны. Это – партия. А то, что нам нужно сыграть его указательным пальцем – аппликатура. А если средним – другая аппликатура. Вот и разобрались.

 Классической же аппликатурой считается такая, в которой действует принцип «один палец – один лад». Например, если указательным (далее «первым») пальцем мы зажимаем третий лад, то четвертый будем зажимать средним («вторым»), пятый – безымянным («третьим») и, наконец, шестой – мизинцем (угадали, «четвертым»). Такая постановка руки будет называться «третьей позицией», по номеру лада, за который отвечает первый палец. Другие лады в третьей позиции недоступны в принципе, чтобы играть их, надо будет эту самую позицию сменить.

 Так вот, играть это упражнение (помните еще?) надо в классической аппликатуре, причем в первой позиции. То есть за первый лад отвечает первый палец, за второй – второй, и так далее. При этом играть его надо медленно, чтобы каждая нота была уверенно звучащей, руки находились в правильном положении, а штрих был переменным.

 Можно научиться играть быстро и хорошо, умея играть медленно и хорошо, но вот научиться играть быстро и хорошо, умея играть быстро и плохо – нельзя.

 На этой счастливой ноте первый урок заканчивается. До новых встреч, друзья, играйте в футбол на гитаре!  :heavy: